Реклама:

info.krc.karelia.ru

win -:|:- koi -:|:- iso -:|:- dos -:|:- mac

Start -:|:- Проекты -:|:- О нас

		 ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА shell (UNIX)
		       (Учебное пособие)
Данная статья была изначально написана для www.nevod.ru
(с) А. Соловьев

			 1. ВВЕДЕНИЕ

     Среди операционных систем особое место занимает Unix.
     Беспрецедентным  является  то,  что  ОС  Unix может работать
практически  на  на  всех  выпускаемых  платформах.  UNIX  -  это
стандарт  де  факто  открытых  и  мобильных опрерационных систем.
(поскольку название UNIX запатентовано компанией AT&T - различные
юниксы  называются  различно:  SCO  UNIX,  BSDI,  Solaris, Linux,
DG/UX, AIX и т.д.).
     Это  не  только  многозадачная,  но  и многопользовательская
система.  Она обеспечивает современный пользовательский интерфейс
на  базе системы  X Window и межмашинную связь на базе протоколов
TCP/IP и т.п.
     ОС Unix была создана Кеном Томпсоном и Деннисом Ритчи в Bell
Laborotories  (AT&T).  Широко распространяться Unix/v7 (версия 7)
начала  в  79  - 80-м годах. Вручение создателям Unix в 1983 году
Международной   премии   А.Тьюринга  в  области  программирования
ознаменовало  признание  этой  системы  мировой научной (computer
science) общественностью. Что также беспрецедентно.
     Сколько  операционных  систем взошло и зашло на компьютерном
небосклоне за время существования UNIX!

     ОС  Unix  стоит  на  трех  китах: язык Си, файловая система,
командный  язык. В дальнейшем к ним добавились система X Window и
протоколы TCP/IP.
     Язык  Си,  на  котором написана сама операционная система, с
одной  стороны,  сочетает  в себе свойства языка высокого уровня:
описание  типов, программные структуры if, for, while и т.п., а с
другой   -  содержит  средства,  присущие  обычно  языкам  уровня
ассемблера:    регистровые   переменные,   адресную   (ссылочную)
арифметику, возможности работы с полями бит и отдельными битами и
т.п.

		     2. ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА

     Файловая  система  ОС Unix имеет иерархическую (древовидную)
структуру. В вершинах дерева находятся каталоги (используют также
термины - справочники, директории), содержащие списки файлов. Эти
файлы  в  свою  очередь  могут  быть  либо снова каталогами, либо
обычными  файлами,  либо  специальными  файлами,  представляющими
различные утройства ввода-вывода.

			  /
			  |
   -----------------------------------------------------------
  |     |     |    |    |    |    |                 |    |     |
bin    boot  dev  etc  lib  mnt  sys    .   .   .  tmp  unix  usr


     Kорневой каталог имеет имя "/". Он обычно содержит каталоги:

     bin - для наиболее используемых команд;
     usr  -  каталоги  и  обычные  файлы,  содержащие информацию,
привлекаемую при решении задач пользователя;
     dev  -  для  специальных  файлов,  представляющих устройства
(дисплеи, диски...);
     etc - для хранения команд администратора системы;
     lib - важнейшие библиотеки;
     mnt  -  для  подключения  (примонтирования)  новых  файловых
систем;
     sys - средства для изменения конфигурации системы;
     tmp - для хранения временных файлов;
     usr  -  каталоги  и  обычные  файлы,  содержащие информацию,
привлекаемую при решении задач пользователя.

А также обычные (выполняемые) файлы:
     unix - ядро;
     boot - загрузчик.

     Полные имена файлов будут: /bin, /usr, ..., /unix, /boot.

     В   свою  очередь  эти  каталоги  могут  содержать  каталоги
следующего   уровня.  Например,  каталог  "usr",  кроме  прочего,
содержит каталоги:
     bin - хранит дополнительные команды;
     games - игры;
     include - хранит фрагменты системных программ;
     lib - хранит дополнительные библиотеки.
полные имена этих файлов будут:

     /usr/bin   /usr/games   /usr/include   /usr/lib

     Если  в  каталоге  "/usr/include"  содержится каталог "sys",
который  в  свою  очередь, содержит каталог "conf", то полное имя
файла "conf" будет

     /usr/include/sys/conf

     Формальным  признаком  полного  имени  является  то, что оно
начинается со слэша ("/").
     Относительное  имя  начинается  не  с  "/",  и определят имя
относительно  своего местоположения. Если (пользовател?) в данный
момент  находится в директории /usr файловой системы, то он может
обратиться к этому же файлу по относительному имени

	 include/sys/conf

     Есть  два  специальных  имени:
     .   -  это "имя" текущего директория  и
     ..  -  это "имя" родительского директория (т.е. директория,
находящегося на ступеньку выше данного на пути к корню).
     В  качестве  имени  файла  как  правило может использоваться
любая  последоватьельность  из  букв, цифр и подчеркиваний. Могут
использоваться  и  другие  символы,  однако ряд этих символов при
использованнии в имени требует специального экранирования. (Лучше
не  пользоваться  специальными  символами  в  именах - иногда это
может привести к сложностям в обращении к таким именам, поскольку
спецсимволы могут иметь в shell некоторый специальный смысл).
     В  ряде  систем  длина  имени  ограничивается 14-ю символами
(этого  ограничения  желательно  придерживаться для переносимости
файлов), однако в других системах допускаются более длинные имена
- например, до 256 символов.
     В   общем   случае   не  явлются  обязательными  и  какие-то
расширения  в  именах.  Хотя ряд команд требуют наличия некоторых
фиксированных  расширений  в именах, например расширение ".с" для
исходных файлов для Си-компилятора.
     КСТАТИ.  В  ОС UNIX большие и маленькие буквы воспринимаются
как  различные,  поэтому  "FILE",  "file"  и  "File"  -  это  три
различных имени!

     ВАЖНОЕ  ЗАМЕЧАНИЕ.  Отдельные  части  файловой системы могут
находиться  на  различных  физических  устройствах,  например, на
нескольких жестких и гибких дисках (или в различных частях одного
диска).  Соответсвующие  фрагменты  (поддеревья файловой системы)
монтируются  (присоединяются)  в единую файловую систему командой
mount  (обычно  это  функция  администратора системы), после чего
пользователь  может обращаться к любым доступным файлам, при этом
в имени никак не отражается устройство, на котором файл находится
или создается (т.е. никаких "A:").

     Командный  язык ОС Unix - shell оперирует с командами. Более
подробно о нем разговор далее, а пока рассмотрим несколько команд
работы с файловой системой.
     Например, в результате выполнения команды

	    ls -l /usr

     где ls - имя команды; -l - флаг, говорящий о том, что выдача
должна  быть  в длинном формате; /usr -имя каталога, который надо
echo. На экран будет выведено

    drwxrwxr-x  2  root  2048  nov 3  12:11  bin
    -rwxr--r--  1  root   861  may 11 20:11  boot
    drwxrwxr-x  2  root  1024  jan 9  11:55  dev
    drwxrwxr-x  1  root  4096  may 11 20:11  dos
    drw-r--r--  3  root  4096  nov 17 12:01  include
    drwxr-xr-x  7  root  480   nov 17 12:30  lib

     Первая  строка  означает, что это каталог (d-directory), где
первая триада "rwx" разрешает владельцу каталога: r - читать, w -
писать  и  х  - выполнять (более точно, для файлов типа каталог w
означает  разрешение  создавать  файлы в каталоге и удалять их из
него,  а  х разрешает доступ к файлам каталога); членам группы, в
которую  входит  владелец,  также  разрешены  все  три  операции.
Последняя  триада  отражает  права  доступа прочих пользователей,
которым  разрешено  только читать и выполнять (запрещено писать в
этот файл, т.е. изменять содержимое каталога).
     Далее,  2  -  это  число связей файла (т.е. где-то в системе
есть  еще  одно  имя,  связанное  с  этим  файлом);  root  -  имя
владельца,  2048  -  число символов в файле, nov 3 12:11 - дата и
время  создания  или  последней  модификации  файла  (3  ноября в
12-11); bin - имя файла (каталог команд).
     Во второй   строке  указан  обычный  текстовый  файл (boot),
который прочие пользователи могут только читать.

     Команда   "pwd"   (без   флагов   и   аргументов)   сообщает
местоположение  пользователя  в  файловой  системе.  С ее помощью
выводится полное имя текущего каталога.
     При  входе в систему пользователь оказывается в определенной
заранее  вершине  дерева.  Пусть,  например,  это  будет  каталог
"/usr".
     Изменить  местонахождение можно командой "cd <каталог>". Так
можно перейти в каталог /usr/include/sys, набрав команду

	cd  /usr/include/sys

здесь указано полное имя , или

	cd  include/sys

здесь указано относительное имя.
     Отличительный  признак  относительного  имени  -  отсутствие
символа "/" в начале.
     Команда  "cd  .."  осуществит  переход  вверх  на предыдущий
уровень.    Из    "/usr/include/sys"    произойдет    переход   в
"/usr/include",  а  команда  "cd" (т.е. без параметров) осущствит
переход  в  начальный директорий пользователя (т.е. директорий, в
котором пользователь оказывается при входе в систему).

     Создать новые каталоги можно с помощью команды

     mkdir <имена создаваемых каталогов>

     Так  команда  "mkdir  err new" создаст в данном каталоге два
новых каталога с относительными именами "err" и "new".
     Удалить  пустой  (не  содержащий  файлов)  каталог  можно  с
помощью команды

     rmdir <имена удаляемых каталогов>

     Удалить обычный файл можно командой

     rm <имена удаляемых файлов>

     Наиболее   естественный  для  пользователя  способ  создания
файлов   -   это  использование  текстового  редактора  "ed"  или
экранного  редактора  "red" (а также стандартных "vi" и "ех", или
многочисленных прочих "фирменных").
     В  ОС  Unix  около  200  базовых  команд  - инструментальных
средств, позволяющих пользователю решать многие свои проблемы, не
прибегая  к  программированию на языках типа Си или использованию
специальных пакетов.

     Командой

     rm файл-1

можно удалить "файл-1".

    Командой

    rmdir файл-1

     можно  удалить  "файл-1", если это директорий, причем пустой
(т.е. не содержит файлов).

     Командой

     mv старое-имя новое-имя

можно переназвать файл.

     Командой

     cp старое-имя новое-имя

можно скопировать файл (сохранив также старый).

     Очень важна команда

     chmod 755 расчет

     которая   превращает   файл   "расчет",   подготовленный   в
редакторе,  в  командный,  иначе  "расчет"  при попытке вызова не
будет  выполнятся. Набор цифр здесь соответсвует триадам двоичных
представлений  восьмеричных чисел и триадам прав доступа к файлам
(rwx  -  чтение,  запись,  выполнение).  То  есть определяет, что
создатель расчета может не только выполнить или распечатать текст
этого  расчета,  но  и  вносить в него изменения (7:111 - rwx). А
члены   группы   и  прочие  пользователи  могу  только  читать  и
выполнять, но не могут изменять этот расчет (55:101101 - r-xr-x).


		  3. ПРОСТЕЙШИЕ СРЕДСТВА SHELL

     Командный  язык  shell  (в  переводе  -  раковина, скорлупа)
фактически  есть  язык программирования очень высокого уровня. На
этом  языке  пользователь  осуществляет  управление  компьютером.
Обычно,  после  входа  в систему вы начинаете взаимодействовать с
командной оболочкой (если угодно - она начинает взаимодействовать
с  вами).  Признаком  того,  что оболочка (shell) готова к приему
команд  служит  выдаваемый  ею  на  экран  промптер. В простейшем
случае это один доллар ("$").
     Shell  не  является  необходимым  и  единственным  командным
языком  (хотя  именно  он  стандартизован  в  рамках POSIX [POSIX
1003.2]   -   стандарта   мобильных  систем).  Например,  немалой
популярностью  пользуется язык cshell, есть также kshell, bashell
(из  наиболее популярных в последнее время) и другие. Более того,
каждый  пользователь  может  создать  свой  командный язык. Может
одновременно  на одном экземпляре операционной системы работать с
разными командными языками.
     ОБРАТИТЕ  ВНИМАНИЕ.  shell - это одна из многих команд UNIX.
То  есть  в набор команд оболочки (интерпретатора) "shell" входит
команда  "sh"  -  вызов  интерпретатора  "shell".  Первый "shell"
вызывается  автоматически  при  вашем входе в систему и выдает на
экран промтер. После этого вы можете вызывать на выполнение любые
команды,  в  том  числе  и снова сам "shell", который вам создаст
новую оболочку внутри прежней.
     Так например, если вы подготовите в редакторе файл "f1":

     echo Hello!

     то  это  будет  обычный  текстовый  файл, содержащий команду
"echo", которая при выполнении выдает все написанное правее ее на
экран.  Можно  сделать  файл  "f1"  выполняемым с помощью команды
"chmod  755  f1". Но его можно ВЫПОЛНИТЬ, вызвав явно команду (!)
"sh" ("shell"):

     sh f1

или

     sh < f1

     Файл  можно  выполнить  и  в текущем экземпляре "shell". Для
этого существует специфическая команда "." (точка), т.е.

     . f1

     ВАЖНОЕ   ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.  Не  начинайте  командные  файлы  с
символа  "#", хотя естественно начинать его с комментария. Дело в
том,  что  такой  командный файл в оболочке C-Shell ("csh") будет
интерпретирован  как  выполняемый  в  "csh",  в  результате будет
активизирован. интерпретатор "csh".
     СОВЕТ.  Начинайте  командный  sh-файл  с  пустой  строки или
пустого оператора ":".
     Поскольку  UNIX  -  система многопользовательская, вы можете
даже  на персональном компьютере работать параллельно, скажем, на
12-ти  экранах  (переход  с  экрана  на  экран ALT/функциональная
клавиша),  имея  на  каждом  экране нового (или одного и того же)
пользователя со своей командной оболочкой. Можете и в графическом
режиме X-Window также открыть большое число окон, а в каждом окне
может быть свой свой пользователь со своей командной оболочкой...
     Стержневым элементом языка shell является команда.


		  3.1. Структура команд

     Команды в shell обычно имеют следующий формат:

     <имя команды> <флаги> <аргумент(ы)>

     Например:

     ls  -ls  /usr/bin

     где ls - имя команды выдачи содержимого директория,
     -ls  - флаги ( "-" - признак флагов, l - длинный формат, s -
об'ем файлов в блоках).
     /usr/bin -  директорий, для которого выполняется команда.
     Эта  команда  выдаст  на  экран в длинном формате содержимое
директория  /usr/bin,  при  этом  добавит  информацию  о  размере
каждого файла в блоках.
     К сожалению, такая структура команды выдерживается далеко не
всегда.  Не  всегда перед флагами ставится минус, не всегда флаги
идут   одним   словом.   Есть   разнообразие  и  в  представлении
аргументов.   К   числу  команд,  имеющих  экзотические  форматы,
относятся  и такие "ходовые" команды, как сс, tar, dd, find и ряд
других.
     Как    правило  (но   не   всегда),   первое   слово   (т.е.
последовательность  символов  до  пробела,  табуляции  или  конца
строки)  shell воспринимает,  как  команду.  Поэтому  в командной
строке

     cat cat

     первое   слово   будет   расшифровано  shell,   как  команда
(конкатенации),  которая   выдаст  на  экран  файл с именем "cat"
(второе слово), находящийся в текущем директории.


		   3.2. Группировка команд.

Средства группировки:
     ;   и   <перевод   строки>   -  определяют  последовательное
выполнение команд;
     & - асинхронное (фоновое) выполнение предшествующей команды;
     &&  - выполнение последующей команды при условии нормального
завершения предыдущей, иначе игнорировать;
     ||   -   выполнение  последующей  команды  при  ненормальном
завершении предыдущей, иначе игнорировать.

     При  выполнении  команды в асинхронном режиме (после команды
стоит   один   амперсенд)  на  экран  выводится  номер  процесса,
соответствующий  выполняемой  команде,  и  система, запустив этот
фоновый процесс, вновь выходит на диалог с пользователем.
     Например,  наберем  (экзотическую)  команду "find" в фоновом
режиме  для  поиска  в  системе  ,  начиная от корня "/", файла с
именем  "conf",  а  затем  "pwd" в обычном режиме. На экране этот
фрагмент будет выглядеть следующим образом:

--------------------------------
| $ find / -name conf -print & | ввод команды "find"
|                              |
| 288                          | номер (PID) фонового процесса
|                              |
| $ pwd                        | ввод команды "pwd"
|                              |
| /mnt/lab/asu                 | результат работы "pwd"
|                              |
| $                            | возвращение shell в промптер
|                              |
| /usr/include/sys/conf        | результат работы "find"
|                              |
--------------------------------

     Иногда  необходимо,  чтобы все фоновые процессы завершились,
прежде  чем  будет  выполняться какой-то расчет. Для этого служит
специальная  команда  "wait  [PID]".  Эта команда ждет завершения
указанного   идентификатором  (числом)  фонового  процесса.  Если
команда  без  параметра,  то  она  ждет  завершения  всех фоновых
процессов, дочерних для данного "sh".

     Для  группировки  команд также могут использоваться фигурные
"{}"  и  круглые  "()"  скобки.  Рассмотрим  примеры,  сочетающие
различные способы группировки:

     Если введена командная строка

     k1 && k2; k3

     где  k1, k2 и k3 - какие-то команды, то "k2" будет выполнена
только  при  успешном  завершении  "k1";  после любого из исходов
обработки  "k2" (т.е. "k2" будет выполнена, либо пропущена) будет
выполнена "k3".

     k1 && {k2; k3}

     Здесь  обе  команды ("k2" и "k3") будут выполнены только при
успешном завершении "k1".

     {k1; k2} &

     В фоновом режиме будет выполняться последовательность команд
"k1" и "k2".

     Фоновые   процессы   (как   и   теневую   экономику)  сложно
уничтожить,  поскольку  традиционная  команда  "CTL/C"  прерывает
только   процессы   переднего  плана.  Для  уничтожения  фонового
процесса  надо  знать его номер. При запуске фонового процесса на
экран  выдается  число,  соответствующее  номеру (идентификатору)
этого  процесса  (PID). Если этот номер забыт или надо убедиться,
что этот процесс не закончен, с помощью команды

	ps -aux

     можно  получить  перечень  идентификаторов  процессов (PID),
имена  пользователей,  текущее  время,  затраченное процессами, и
т.д.
     В   выведенной   таблице   можно   найти  номера  процессов,
подлежащих   уничтожению,  например  это  "849"  и  "866".  Тогда
командой

	kill -9  866 849

     можно  уничтожить  эти  процессы.  При уничтожении процессов
надо вы должны иметь то же имя пользователя, какое было приписано
уничтожаемым   процессам   (или   иметь   имя  привилегированного
пользователя).

     ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.    Если   параллельно   обрабатывается   или
создается  файл с ОДНИМ именем (например, несколько пользователей
вызвали  в  редактор  один и тот же файл), то в системе продолжит
существование  тот  вариант  файла, который возвращен (записан) в
систему  последним.  Это частая ошибка пользователей персональных
компьютеров,   которые   редактируют   один  файл  параллельно  с
нескольких экранов.

     Круглые  скобки  "()", кроме выполнения функции группировки,
выполняют  и  функцию  вызова  нового  экземпляра  интерпретатора
shell.
     Пусть мы находились в начальном каталоге "/mnt/lab/asu"
     Тогда в последовательности команд

     cd ..; ls; ls

     две  команды  "ls" выдадут 2 экземпляра содержимого каталога
"/mnt/lab", а последовательность
     (cd ..; ls) ls
     выдаст  сначала  содержимое  каталога  "/mnt/lab",  а  затем
содержимое  "/mnt/lab/asu",  т.к.  при  входе в скобки вызывается
новый   экземпляр  shell,  в  рамках  которого  и  осуществляется
переход. При выходе из круглых скобок происходит возврат в старый
shell и в старый каталог.


		   3.3. Перенаправление команд

     Стандартный ввод (вход) - "stdin" в ОС UNIX осуществляется с
клавиатуры  терминала,  а  стандартный  вывод  (выход) - "stdout"
направлен  на  экран терминала. Существует еще и стандартный файл
диагностических  сообщений  - "stderr", о котором речь будет чуть
позже.
     Команда,  которая  может  работать  со  стандартным входом и
выходом, называется ФИЛЬТРОМ.
     Пользователь  имеет удобные средства перенаправления ввода и
вывода   на   другие  файлы  (устройства).  Символы  ">"  и  ">>"
обозначают перенаправление вывода.

	ls >f1

     команда  "ls"  сформирует  список файлов текущего каталога и
поместит его в файл "f1" (вместо выдачи на экран). Если файл "f1"
до этого существовал, то он будет затерт новым.

     pwd >>f1

     команда  pwd  сформирует  полное  имя  текущего  каталога  и
поместит его в конец файла "f1", т.е. ">>" добавляет в файл, если
он непустой.
     Символы "<" и "<<" обозначают перенаправление ввода.

     wc -l f4   и   wc -l >f4  f2

     Данный  конвейер  из  файла "f1" ("cat") выберет все строки,
содержащие   слово   "result"   ("grep"),   отсортирует  ("sort")
полученные  строки,  а  затем  пронумерует  ("cat  -b") и выведет
результат в файл "f2".
     Поскольку  устройства  в  ОС  UNIX представлены специальными
файлами,  их можно использовать при перенаправлениях. Специальные
файлы  находятся  в  каталоге  "/dev".  Например,  "lp" - печать;
"console"  -  консоль; "ttyi" - i-ый терминал; "null" - фиктивный
(пустой) файл (устройство).
     Тогда,  например,

     ls > /dev/lp

     выведет  содержимое  текущего каталога на печать, а

     f1 < /dev/null  обнулит  файл "f1".

     sort f1 | tee /dev/lp | tail -20

     В  этом  случае  будет  отсортирован  файл "f1" и передан на
печать, а 20 последних строк также будут выданы на экран.

     Вернемся  к  перенаправлению выхода. Стандартные файлы имеют
номера:  0  -  stdin,  1  -  stdout  и  2  -  stderr. Если вам не
желательно  иметь  на  экране  сообщение  об  ошибке,  вы  можете
перенаправить  его  с  экрана  в  указанный вами файл (или вообще
"выбросить",   перенаправив   в   файл   "пустого  устройства"  -
/dev/null). Например при выполнении команды

     cat f1 f2

     которая  должна  выдать  на экран последовательно содержимое
файлов "f1" и "f2", выдаст вам, например, следующее

    111111 222222

    cat: f2: No such file or directory

где 111111 222222 - содержимое файла "f1", а файл "f2" отсутствует,
о чем команда "cat" выдала сообщение в стандартный файл диагностики,
по умолчанию, как и стандартный выход, представленный экраном.
     Если  вам не желательно такое сообщение на экране, его можно
перенаправить в указанный вами файл:

     cat f1 f2 2>f-err

     сообщения  об  ошибках  будут  направляться (об этом говорит
перенаправление  "2>")  в  файл  "f-err".  Кстати,  вы можете всю
информацию  направлять  в  один  файл  "ff", использовав в данном
случае конструкцию

     cat f1 f2 >>ff 2>ff

     Можно   указать   не  только  какой  из  стандартных  файлов
перенаправлять,   но  и  в  какой  стандартный  файл  осуществить
перенаправление.

     cat f1 f2 2>>ff 1>&2

     Здесь    сначала   "stderr"   перенаправляется   (в   режиме
добавления)    в   файл   "ff",   а   затем   стандартный   выход
перенаправляется  на  "stderr",  которым к этому моменту является
файл "ff". То есть результат будет аналогичен предыдущему.
     Конструкция "1>&2" - означает, что кроме номера стандартного
файла,  в который перенаправить,  необходимо впереди ставить "&";
вся конструкция пишется без пробелов.
     <&-   - закрывает стандартный ввод.
     >&-   - закрывает стандартный вывод.


	  3.4. Генерация имен файлов.

     При генерации имен используют метасимволы:
     *   -   произвольная  (возможно  пустая)  последовательность
символов;
     ? - один произвольный символ;
     [...] - любой из символов, указанных в скобках перечислением
и/или с указанием диапазона;

     cat f* - выдаст все файлы каталога, начинающиеся с "f";
     cat *f* - выдаст все файлы, содержащие "f";
     cat   program.?   -   выдаст   файлы   данного   каталога  с
однобуквенными расширениями, скажем "program.c" и "program.o", но
не выдаст "program.com";
     cat  [a-d]*  -  выдаст файлы, которые начинаются с "a", "b",
"c", "d". Аналогичный эффект дадут и команды "cat [abcd]*" и
"cat [bdac]*".


		  3.5. Командные файлы.

     Для  того,  чтобы текстовый файл можно было использовать как
команду, существует несколько возможностей.
     Пусть  с  помощью  редактора  создан  файл  с  именем "cmd",
содержащий одну строку следующего вида:

     date; pwd; ls

     Можно  вызвать  shell  как команду (!), обозначаемую "sh", и
передать  ей  файл "cmd",  как  аргумент или как перенаправленный
вход, т.е.

      $  sh cmd    или     $ sh . Введенное вами число
воспринимается   им   не  как  число,  а  как  последовательность
символов(!).  Интерпретор  не  проверяет, что вы ввели. Поэтому в
качестве  значения  переменной  может  оказаться  любая введенная
абракадабра  или  просто  нажатие  ,  как  значение пустой
строки.  (Для обеспечения проверки формата ввода следует написать
свою команду).

     При  обращении  к  shell-переменной  необходимо перед именем
ставить символ "$". Так команды

     echo $var_2
     echo var_2

выдадут на экран

     ОС UNIX
     var_2

     И еще один пример. Фрагмент командного файла:

     echo "var_2 = $var_2"

выдаст на экран

     var_2 = ОС UNIX

     В  команде  "echo" первое использование "var_2" - это просто
текст,   а  второе  ("$var_2")  -  это  значение  соответствующей
переменной.
     То  что здесь присутствуют пробелы между именем переменной и
символом  присваивания,  а  также  между  символом присваивания и
значением,  так  это  потому,  что  здесь  мы  имеем  дело лишь с
текстом,   куда   подставлены   значения   переменных.  Там,  где
действительно  выполняется  присваивание,  пробелы  в этих местах
НЕДОПУСТИМЫ.   Присваивание,  скажем,  w=  означает  присваивание
переменной   "w"   пустой   строки.  Но  и  пустую  строку  лучше
присваивать аккуратно, например w="".

     Для  того,  чтобы  имя  переменной  не сливалось со строкой,
следующей за именем переменной, используются фигурные скобки.
     Пусть  a=/mnt/lab/asu/

тогда

     cat /mnt/lab/asu/prim

и

     cat ${a}prim

     равноценны  (т.е.  "cat" выдаст на экран содержимое одного и
того же файла).
     Если  также  предположить,  что  в  системе  есть переменная
"prim" и "prim=dir" , то команда

     echo ${a}$prim

выдаст на экран

     /mnt/lab/asu/dir


		  4.2. Экранирование

     Рассмотрим более подробно приемы экранирования, используемые
в  shell.  В  качестве средств экранирования используются двойные
кавычки (" "), одинарные кавычки (' ') и бэк-слэш (\).
     Из примеров очевидно их действие:
     Можно  в  одной  строке  записывать  несколько приcваиваний.

     x=22 y=33 z=$x
     A="$x" B='$x' C=\$x
     D="$x + $y + $z"  E='$x + $y + $z'  F=$x\ +\ $y\ +\ $z

     (присваивание G=$x + $y не было бы выполнено из-за пробелов)

     Тогда

     echo A = $A   B = $B   C = $C
     echo D = $D   E = $E   F = $F
     eval echo evaluated A = $A
     eval echo evaluated B = $B
     eval echo evaluated C = $C

     Выдадут на экран

     A = 22 B = $x C = $x
     D = 22 + 33 + 22 E = $x + $y + $z F = 22 + 33 + 22
     evaluated A = 22
     evaluated B = 22
     evaluated C = 22

     ВНИМАНИЕ. В трех последних случаях использована своеобразная
команда   "eval"   (от   evaluate   -   означивать),   которая  в
подставленной  в  нее  (в качестве  аргумента) команде  выполняет
означивание  переменных  (если  таковые  имеются).  В  результате
значение "A" остается прежним, поскольку "A" имеет значение "22".
А  переменные "B" и "C" имеют значение "$x". За счет означивания,
которое было выполнено командой "eval" - evaluated "B" и "C" дают
значения "22".
 

 

Rambler's Top100 Service Яндекс цитирования